Если, проезжая по Южному Уралу, внимательно посмотреть на крыши старых домов в деревнях, можно нехило удивиться. На некоторых домах видны привлекательные крыши из профлиста, окрашенные в яркие цвета. Однако многие другие смотрятся совсем неказисто, где-то они даже немного заржавели, хотя возле такого дома можно увидеть дорогой автомобиль. А владелец вообще не планирует замену крыши на своём доме.
Выяснив настоящую причину, по которой некоторые деревенские обитатели так наплевательски относятся к своим крышам, можно впасть в ступор. Почему?
Один мой друг в 2020, прямо перед пандемией, приобрёл старый домик в деревне. Вроде как дачу. Там планировалось отдыхать, посещать баню, жарить шашлыки. Его жена увлеклась огородом, так что появлялась там даже чаще, чем он сам.
И вот мой друг сразу после покупки принял решение о замене крыши. Ему не понравился её грязный цвет. Правда, крыша не протекала. Он купил новый профлист самого популярного в РФ цвета — бордового, и в течение выходных заменил крышу.
Прибыл домой он совсем уставшим, поскольку устаревший металл, хоть и имел небольшую толщину, был очень тяжёлым. А местные, словно взбесившись, постоянно подходили к нему, уверяя, что он это делает зря:
— Зачем? Отличная крыша, простоит ещё 100 лет.
— Так ей же лет 120. Вся побитая молотком и заржавевшая.
Хотя один из соседей ему помог. В обмен на тот старый металл от крыши, который мой друг ему подарил, он в течение 2-х дней таскал новые листы, поднимал их наверх.
Друг мой очень удивился, когда узнал, что этот его сосед со своего сарая убрал почти новый рубероид, постелив заместо него снятый старый металл. Друг и спросил у него:
— Для чего ты сменил свой новый шифер на вот это ржавое покрытие?
— Оно совсем не ржавое, 100 лет служить ещё будет. Это же соболь.
— В смысле соболь? Какой ещё соболь?
— Ну старый соболь…
Воспользовавшись интернетом, мой товарищ понял, что сделал ошибку. О старом соболе на Урале целые легенды слагают. С этим металлом доныне ничего не сравнится. Добавки и уникальная структура сделали его почти не ржавеющим, пластичным, очень прочным. В наполовину затопленных шахтах возле Белорецка доныне встречаются рельсы из него, использовавшиеся для подпирания сводов, не имеющие следов ржавчины.
Однако речь не об этом, а о крышах
Ещё в 1840-х заготовки стали, которую называли «старым соболем», служили на Урале материалом для довольно интересной кровли, которую назвали «подмусорной». Пластины такой стали, имевшие толщину 2,5 см, разрезались на полоски, длина которых составляла 2 м. Такие полоски нагревались до красноты и прокатывались 15 раз. Так получали лист, толщина которого составляла 3 мм.
Такой лист потом разрезался вдоль, пересыпался пылью от угля. Затем листы клали друг на друга. Они снова нагревались и вновь прокатывались 15 раз. Затем опять разрезались, пересыпались той же пылью, вновь прокатывались 15 раз. Потом листы разрезали в размер с помощью огромных гидравлических ножниц.
Результатом такой работы становился металлический лист, имевший толщину 0,5 мм, длину 140 см и ширину 70 см. Эти листы делались одной бригадой проката в количестве примерно 1 000 за день. У каждого был очень тонкий узор, напоминавший следы, оставшиеся от ударов огромного множества небольших молоточков. Въевшаяся в металл угольная пыль делала его вид слегка ржавым.
Перед тем, как отправить листы на склад, на любой из них ставили клеймо с личным знаком мастера, а также присваивали номер.
Этот металл по цене приблизительно втрое превосходил конкурентов, но дороговизну компенсировали качество и высокий спрос. Данный материал стал атрибутом зажиточных хозяйств, лишь обеспеченным людям он был по карману.
Свыше 70 процентов листов делали для экспорта. Они были использованы для покрытия крыши лондонского Адмиралтейства, нотр-дамского собора и других важных зданий в Европе. Но из-за дороговизны материалом заинтересовались, помимо покупателей, также мошенники.
Подделывать материал начали англичане. Они обжигали собственный металл, потом перевязывали его в штабели, подобно производителям настоящего соболя, и ставили клейма, похожие на те, которые применяли русские мастера. Однако всё это срабатывало всего 2 года, поскольку клеймо англичане применяли всегда одно и то же, так что все торговцы вскоре легко определяли фальшивку.
Происхождение металла Соболь: Металл Соболь, также известный как «старый соболь», был создан на Урале в 19 веке, Россия, в ответ на потребность в высококачественных материалах для крыш домов.
Сейчас такой металл делать вполне возможно. Его состав определили с помощью спектрометра. Однако технология производства слишком трудоёмкая, и 1 т листов обошлась бы в 780 000 современных российских рублей. Так что его изготовление ныне экономически нецелесообразно.
Технология производства металла Соболь
- Начало производства: В 1840-х годах началось активное производство металла Соболь. Исходным материалом служили заготовки стали, известные как «старый соболь».
- Процесс прокатки: Пластины «старого соболя» проходили сложный процесс прокатки, разрезались на полоски, которые прокатывались 15 раз. Полученные листы имели толщину 3 мм.
- Дополнительная обработка: Листы подвергались дополнительной обработке, разрезались вдоль, пересыпались угольной пылью и снова прокатывались 15 раз.
- Конечный продукт: Металлические листы с уникальным узором на поверхности, напоминающим следы молоточков.
Использование и распространение
- Экспорт: Более 70% произведенного металла экспортировалось. Листы использовались для покрытия крыш знаменитых зданий в Европе.
- Клеймо и номер: Каждый лист металла перед отправкой на склад маркировали клеймом с личным знаком мастера и присваивали номер для идентификации производителя.
Преимущества и недостатки металла Соболь
Преимущества:
- Высокая стойкость к коррозии.
- Пластичность для создания различных форм.
- Прочность, обеспечивающая надежность строений.
Недостатки:
- Трудоемкость производства и высокая цена.
- Нецелесообразность современного производства из-за появления более доступных материалов.
Металл Соболь — уникальный материал с богатой историей, прочными характеристиками, но ограниченным использованием в современных строительных проектах из-за сложной технологии и высоких затрат.